Приложение №12
ООП НОО
Рабочая программа
Учебного курса
«Математика и конструирование»
Уровень начального общего образования
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1) Положительное отношение и интерес к изучению математики.
2) Целостное восприятие окружающего мира.
3) Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий.
4) Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
5) Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
6) Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к
работе на результат.
Метапредметные результаты
1) Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
находить средства и способы её осуществления.
2) Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
3) Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные
способы достижения результата.
4) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.
5) Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, как
числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
6) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения.
7) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
1) Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений.
2) Овладение
основами
логического
и
алгоритмического
мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения,
прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
(таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
3) Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения
учебно-познавательных и учебно-практических задач.
4) Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и
числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и
стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры,
работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять,
анализировать и интерпретировать данные.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основное содержание курса представлено двумя
«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
крупными
разделами:
Изучение курса предполагает органическое единство мыслительной и
конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного
влияния и взаимодействия: мыслительная деятельность и теоретические математические
знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторскопрактическая учебная деятельность (в рамках развивающих игр) создает условия не
только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков,
но и для развития пространственного воображения и логического мышления,
способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании
в новых условиях.
Конструкторские умения включают в себя умения узнавать основные изученные
геометрические фигуры в объектах, выделять их; умения собрать объект из предложенных
деталей; умения преобразовать, перестроить самостоятельно построенный объект с целью
изменения его функций или свойств, улучшения его дизайна, расширения области
применения. Предмет «Математика и конструирование» дает возможность дополнить
учебный предмет «Математика» практической конструкторской деятельностью учащихся,
а так же предполагает органическое единство мыслительной и практической деятельности
учащихся, их взаимного влияния и дополнения одного вида деятельности другим.
Мыслительная деятельность и полученные математические знания создают основу для
овладения предметом «Математика и конструирование», а конструкторско-практическая
деятельность способствует закреплению основы в ходе практического использования
математических знаний, повышает уровень осознанности изученного математического
материала, создает условия для развития логического мышления и пространственных
представлений учащихся.
Ведущей линией в методике обучения курсу «Математика и конструирование»
является организация конструкторско-практической деятельности учащихся на базе
изучаемого геометрического материала.
Методы: словесный (беседа, объяснение), практический, наглядный.
Форма проведения занятий: беседа, практические занятия.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
Тема занятия
1
Точка. Линия. Изображение точки и линии на бумаге
Прямая. Кривая линия. Взаимное расположение линий на
плоскости. Замкнутая и незамкнутая кривая
Виды бумаги. Получение прямой путём сгибания бумаги
Основное свойство прямой: через две точки можно провести
прямую и притом только одну. Линейка — инструмент для
проведения прямой
2
3
4
Количество
часов
1
1
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19-20
21-22
23
24
25
26-27
28
29-30
31
32
33
Горизонтальное, вертикальное, наклонное положение прямой на
плоскости
Отрезок. Вычерчивание отрезка. Преобразование фигур по
заданным условиям
Обозначение геометрических фигур буквами. Изготовление
полосок разной длины
Обозначение геометрических фигур буквами
Конструирование модели самолета из полосок бумаги
Изготовление аппликации «Песочница»
Луч
Сравнение отрезков с помощью циркуля.
Сантиметр
1
Геометрическая сумма и разность двух отрезков
Угол. Развернутый угол
Прямой угол. Непрямые углы
Виды углов: прямой, тупой, острый
Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной
Многоугольник
Прямоугольник
Противоположные стороны прямоугольника
Квадрат
Дециметр. Метр. Соотношения между сантиметром и
дециметром, метром и дециметром
Изготовление геометрического набора треугольников
Составление фигур из заданных частей
Изготовление аппликаций Составление аппликаций «Ракета»,
«Домик», «Чайник»
Изготовление набора «Геометрическая мозаика» и аппликаций
из ее частей
Оригами. Изготовление изделий «Гриб», «Бабочка»
Оригами. Изготовление изделий «Рыбка», «Зайчик»
ИТОГО:
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
33
2 класс
№
Тема занятия
1
2
Повторение пройденного в 1 классе: виды углов.
Повторение пройденного в 1 классе: отрезок, ломаная, длина
ломаной
Оригами. Изготовление изделия «Воздушный змей»
Треугольник. Соотношение между длинами сторон треугольника
Прямоугольник. Определение прямоугольника
Противоположные стороны прямоугольника и их свойства.
Диагонали прямоугольника и их свойства.
Квадрат. Определение квадрата
Практическая работа 1 «Преобразование фигур».
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью
чертежного треугольника
Середина отрезка. Деление отрезка пополам
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33-34
Свойства диагоналей прямоугольника.
Практическая работа 2 «Изготовление пакета для хранения
палочек».
Практическая работа 3 «Изготовление снежинки»
Закрепление пройденного
Окружность. Круг
Центр, радиус, диаметр окружности (круга).
Прямоугольник, вписанный в окружность.
Практическая работа 4 «Изготовление ребристого шара».
Закрепление пройденного
Практическая работа 5 «Изготовление аппликации «Цыпленок».
Закрепление пройденного.
Деление окружности на 6 равных частей. Вычерчивание
«розеток».
Практическая работа 6 «Изготовление закладки для книги».
Составление технологической карты для изготовления кольца.
Деление фигур на части, подготовка к составлению чертежа
Закрепление пройденного
Практическая работа 7 «Изготовление аппликации
«Автомобиль». Чтение чертежа. Соотнесение деталей рисунка и
деталей чертежа
Выполнение чертежа по рисунку объекта
Практическая работа 8 «Изготовление аппликаций «Трактор с
тележкой»
Практическая работа 9 «Изготовление аппликаций «Экскаватор»
Оригами. Изготовление изделий «Щенок», «Жук»
Работа с набором «Конструктор»
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
34
3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Тема занятия
Повторение
геометрического материала: отрезок, ломаная,
многоугольник
Треугольник
Треугольная пирамида
Периметр многоугольника
Построение прямоугольника
Аппликация «Домик», «Бульдозер»
Композиция «Яхты в море»
Площадь
Разметка окружности
Деление окружности на части
Окружность и плоскость
Деление отрезка
Треугольник, вписанный в окружность
Аппликация
«Паровоз»
«Оригами». «Лебедь»
«Подъёмный кран» и «Транспортёр»
Практическая работа. Изготовление моделей угла
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
22
23
24
25-26
27
28
29
30-31
32-33
34
Вычерчивание прямого, острого и тупого углов
Ломаная. Длина ломаной.
Практическая работа. Изготовление модели ломаной из куска
проволоки, счетных палочек
Вычерчивание ломаной по заданному количеству звеньев и их
длине
Замкнутая ломаная – многоугольник.
Треугольник. Виды треугольников
Четырехугольник. Виды четырехугольников
Пятиугольник
Практическая работа. Изготовление моделей многоугольников
Практическая работа. Деление многоугольников на части,
составление многоугольников из двух частей
Практическая работа. Измерение длины и ширины
прямоугольника
Практическая работа. Вырезание геометрических фигур
Практическая работа. Изготовление изделий прямоугольной
формы
Игра-путешествие в страну Геометрических фигур
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2
1
34
4 класс
№
1
2
3-4
5
6
7-8
9 - 10
11
12
13-14
15
16-17
18
19-20
21
22
23-24
Тема занятия
Прямоугольный параллелепипед. Элементы прямоугольного параллелепипеда
Свойства граней и ребер прямоугольного параллелепипеда.
Развертка прямоугольного параллелепипеда
Куб. Элементы куба: грани, ребра, вершины
Свойства граней и ребер куба
Развертка куба. Изготовление каркасной модели
прямоугольного параллелепипеда (куба)
Вычерчивание развертки и изготовление модели прямоугольного параллелепипеда (куба)
Изготовление модели куба сплетением из трех полосок
Изготовление моделей объектов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда (платяной шкаф, гараж)
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в
трех проекциях
Соотнесение модели, развертки и чертежа прямоугольно го
параллелепипеда (куба)
Вычерчивание в трех проекциях простых композиций из
кубов одинаковых размеров
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более оси
симметрии
Вычерчивание фигур, симметричных заданным, относительно заданной оси симметрии
Знакомство с прямым круговым цилиндром, шаром, сферой
Развертка прямого кругового цилиндра
Изготовление моделей цилиндра
Количество
часов
1
1
2
1
1
2
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
25
26-27
28
29
30-31
32-33
34
Изготовление моделей шара
Изготовление моделей объектов, имеющих форму цилиндра
(подставка для карандашей; дорожный каток).
Изготовление набора «Монгольская игра» и его исполь зование для построения заданных фигур.
Изготовление способом оригами героев сказки «Лиса и
журавль»
Знакомство с диаграммами: изображение данных с помощью столбчатых диаграмм
Чтение диаграмм, дополнение диаграмм данными
Творческие работы. Выполнение
мини - проектов
ИТОГО:
1
2
1
1
2
2
1
34