Приложение №15
ООП НОО
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«ТРИЗ»
Уровень начального общего образования
Планируемые результаты освоения учебного курса
Планируемые результаты освоения программы по ТРИЗ Универсальные
учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику
самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Они создают условия развития личности и ее самореализации.
Личностные результаты освоения АООП НОО соответствуют
ФГОС НОО:
- развитие нравственных качеств, творческих способностей;
- развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами;
- развитие умения чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться
к совершенствованию собственного интеллекта;
- заинтересованность изобретательской деятельностью,
- интерес к изучению ТРИЗ;
- осознание ответственности за изобретение, направленное на пользу
человечества.
- создание творческих альбомов, авторских книг
Метапредметные результаты освоения АООП НОО соответствуют
ФГОС НОО :
Регулятивные универсальные учебные действия
- составление плана решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работа по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
- в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими
критериями.
- подготовка и презентация сообщений;
- подготовка и проведение викторин, конкурсов, олимпиад;
- планирование и выполнение мини-проектов;
- планирование и проведение мини-исследований;
Познавательные универсальные учебные действия –
-получение знаний знакового содержания;
-формирование творческой поисковой компетентности,
- комплексная работа с текстовым материалом, различными словарями;
- поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
- проведение простейших наблюдений;
- анализ и интерпретация результатов своих наблюдений;
- выявление закономерностей;
- строить рассуждения;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- отработка умения слушать и вступать в диалог;
- обучение постановки вопросов;
- участие в коллективных творческих делах;
- сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
- обучение владению диалогической и монологической речью;
- работа в группах;
- обсуждение проблем в группах;
- интервью с родителями, интересными людьми
Содержание учебного курса
Раздел 1. Развитие управляемого образного мышления:
Кляксография .Создание образов с использованием геометрических фигур
Пальчиковая живопись.
Образы из ладошек.
Дорисовывание фигур неопределенной формы до заданного или узнаваемого
образа
Задачи на переходы: точка - линия - плоскость - объем
Раздел 2. Развитие причинно-следственного мышления:
Логические игры
Логические игры с заданными лингвистическими формами
Задачи на восстановление причинно-следственных связей
Раздел 3. Приемы и методы активизации творческого воображения:
Игры на снятие психической инерции
Приемы фантазирования
Методы фантазирования
Раздел 4. Развитие функционального мышления:
Объект и его назначение
Понятие изделия и инструмента; взаимодействие, обратимость
Ресурсы
Раздел 5. Развитие системного мышления:
Объекты и его части
Группировка объектов по разным признакам
Развитие объектов в зависимости от их назначения
Раздел 6. Основные понятия и инструменты ТРИЗ:
Игры для подготовки к восприятию понятия «противоречие»
Все блоки тесно взаимосвязаны между собой, являются
взаимодополняющими и в определенной мере взаимозаменяемыми, что
обеспечивает гибкость программы и позволяет корректировать ее в
зависимости от уровня развития детей.
1. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
1 класс (33 часа)
№
Темы
п./п
1
Вводное занятие
Количество часов
Тео
рия
Практи
ка
Всего
1
1
2
2
3
4
Упражнения на развитие творческого воображения (8 часов)
Понятие о фантазировании
1
2
3
Чудесные превращения
1
2
3
Что на что похоже?
1
1
2
Путешествие по фантастическим городам, странам, планетам (12 часов)
Путешествие в «Кляксоград»
1
1
2
В стране Вообразили
1
1
2
Мы приехали в город «Рукоград»
1
1
2
«Бумажный» город. Газетный зоопарк
1
1
2
Страна добрых глупостей – «Оксюморония».
1
1
2
Путешествие на «Мыльную планету»
1
1
2
Упражнения на использование приёмов фантазирования через изобразительную
деятельность (10 часов)
Приём «Оживление», приём «Наоборот».
1
1
2
Приём «Увеличить-уменьшить», приём «Раздробление –
1
1
2
Приём «Изменение закона природы», приём «Внести внутрь – 1
1
2
Объединение»
вынести наружу»
5
Приём «Универсализирование»
1
1
2
Закрепление и подведение итогов
1
2
3
Итого
11
22
33
2 класс (34 часа)
№
Темы
п./п.
1
Вводное занятие
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
1
1
2
2
3
4
Приёмы фантазирования Джанни Родари (22 часа)
Приём «Фантастическая гипотеза».
1
1
2
Приём «Круги по воде».
1
1
2
Приём «Бином фантазии».
1
1
2
Приём «Фантастический префикс».
1
1
2
Приём «Творческая ошибка».
1
1
2
Приём «Завиральные истории».
1
1
2
Приём «Знакомые незнакомцы».
1
1
2
Сказки «наизнанку».
1
1
2
Приём «Что было потом?».
1
1
2
Приём «Салат из сказок».
1
1
2
Приём «Смешные истории».
1
1
2
Упражнения по РТВ, основанные на главных понятиях ТРИЗ (8 часов)
Приём «Эмпатия» (Личностная аналогия).
1
1
2
Приём «Метод фокальных объектов (МФО)»
1
3
4
Приём «Кит-Кот».
1
1
2
Закрепление и подведение итогов
1
2
3
Итого
16
18
34
3 класс ( 34 часа)
№
Темы
Количество часов
п./п.
1
2
Вводное занятие
Системное мышление (4 часа)
Теори
я
Практи
ка
Всего
1
1
2
Системный оператор.
1
1
2
Девятиэкранка.
1
1
2
Приёмы «Морфологический анализ», «Морфологический
ящик»
1
1
2
Проект «Школьный кабинет будущего»
1
2
3
Город «Самых Простых Загадок»
1
1
2
Город «Пяти Чувств»
1
1
2
Город «Похожестей и Непохожестей»
1
1
2
Город «Загадочных Мест»
1
1
2
Город «Загадочных Дел»
1
1
2
«Загадочная школа»
1
1
2
1
2
3
1
2
3
Игра «Да-Нетка»
1
2
3
Закрепление и подведение итогов
1
1
2
Итого
15
19
34
Морфологический анализ (5 часов)
3
Страна Загадок (15часов)
4
Проект «Как легко запомнить словарные слова»
5
Метод «Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ)»(3 часа)
ММЧ. Моделирование предметов.
Метод «Чёрный ящик» (3 часа)
6
4 класс (34 часа)
№
Темы
п./п.
1
Вводное занятие
Количество часов
Теори
я
Практи
ка
Всего
1
1
2
2
3
Диалектическая составляющая мышления (18 часов)
Родословная предметов
1
1
2
Метод проб и ошибок (МПиО)
1
1
2
Игра «Хорошо-Плохо»
1
1
2
Путешествие в Город «Противоречий»
1
1
2
Принципы разрешения противоречий
1
1
2
Изобретательская задача (ИЗ). ИЗ в сказках.
1
1
2
Идеальный Конечный Результат (ИКР)».
1
1
2
Вещественно-полевые Ресурсы (ВПР)».
1
1
2
Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ)
1
1
2
Приём «Инверсия». Решение ИЗ.
1
1
2
Приём «Фазовый переход». Решение ИЗ.
1
1
2
Приём «Переход в другое состояние». Решение ИЗ.
1
1
2
Приём «Заранее подложенной подушки», приём «Проскока».
Решение ИЗ.
1
1
2
Приём «Матрёшка», приём «Дробление-объединение».
Решение ИЗ.
1
1
2
Приём «Обратить вред в пользу». Решение ИЗ.
1
1
2
Закрепление и подведение итогов
1
1
2
Итого
17
17
34
Приёмы разрешения противоречий (12 часов)